Ковер Серпинского

Ковер Серпинского

Перед вами — ковер Серпинского, это типичный пример фрактальной фигуры. Как и для абсолютного большинства фракталов, ему присуще свойство самоподобия: если мы рассмотрим небольшой фрагмент ковра Серпинского в увеличенном масштабе, то это, в отличие от обычных фигур, не приведет к упрощению рисунка: напротив, откроется столь же сложная картина, что была сначала.

Ковер Серпинского, как и многие другие фракталы, строится итеративно (по шагам) следующим образом. В качестве начального объекта берется квадрат. На первом шаге нужно мысленно разбить этот квадрат на 9 равных квадратиков, а затем (уже не мысленно, а вполне реально) удалить центральный из них (рис. 1, можно не удалять центральный квадрат, а перекрашивать его, если вам так больше нравится). На втором шаге каждый из оставшихся восьми квадратиков также надо мысленно разделить на 9 равных квадратиков, после чего удалить центральный из них. На третьем шаге та же самая операция проводится с каждым из 64 оставшихся квадратиков и так далее до бесконечности. То, что остается в итоге, после завершения этой бесконечной процедуры, и называется ковром Серпинского (этим на первый взгляд парадоксальным словам легко придать строгий смысл: ковер Серпинского состоит из всех точек исходного квадрата, которые не будут вырезаны из него ни на каком из шагов описанной процедуры).

<b>Рис. 1.</b> Первые три шага построения ковра Серпинского

Рис. 1. Первые три шага построения ковра Серпинского

Построенная таким образом фигура обладает рядом интересных и довольно неожиданных свойств. Во-первых, ее площадь равна нулю. В самом деле, пусть, для определенности, длина стороны исходного квадрата равна единице. Тогда:

  • на первом шаге выкидывается квадрат, площадь которого равна \(\frac{1}{3^2}\);
  • на втором шаге выкидываются 8 квадратов, площадь каждого из которых равна \(\frac{1}{9^2}\);
  • на третьем шаге выкидываются \(8^2=64\) квадратика, площадь каждого из которых равна \(\frac{1}{27^2}\);
  • ...

Легко видеть, что площади вырезаемых частей образуют геометрическую прогрессию с начальным членом \({1}/{9}\) и частным \({8}/{9}\). Поэтому, суммируя, мы обнаруживаем, что, шаг за шагом выкидывая все больше квадратиков, в конце концов мы вырежем бесконечно много кусков, общая площадь которых составит

\[ \dfrac{1}{9}\left(1+\dfrac{8}{9}+\left(\dfrac{8}{9}\right)^2+\left(\dfrac{8}{9}\right)^3+\ldots\right) = \dfrac{1}{9}\cdot\dfrac{1}{1-\frac{8}{9}}=1. \]

То есть останется фигура площади \(1-1=0\). Этот же факт можно объяснить еще вот как: площадь оставшейся фигуры на первом шаге равна \({8}/{9}\), на втором — \(\left({8}/{9}\right)^2\), ... На n-м шаге площадь оставшегося куска составит \(\left({8}/{9}\right)^n\), и понятно, что при \(n\to\infty\) эта площадь стремится к нулю.

Таким образом, ковер Серпинского нельзя в полной мере считать плоской фигурой — такие фигуры обычно имеют ненулевую площадь. С другой стороны, кажется интуитивно понятным (и это правда), что он не относится и к семейству кривых, занимая как бы промежуточное положение. Более того, размерность ковра Серпинского оказывается дробной. Об этом читайте в задаче Разные размерности.

<b>Рис. 2.</b>

Рис. 2.

Как видно из процесса построения, ковер Серпинского является самоподобной фигурой, то есть его можно разбить на несколько частей, каждая из которых подобна исходной фигуре — на этом наблюдении основывается вычисление ее фрактальной размерности в задаче. Это значит, что к нему, как и к любой самоподобной фигуре, можно применить процесс дефляции-инфляции (см.: Самоподобные замощения). Именно, мы можем разбить ковер Серпинского на восемь ковриков меньшего размера, а затем «раздуть» их в три раза так, чтобы в итоге каждый из этих ковриков сравнялся по размеру с исходной фигурой. Затем опять разбить каждую из частей на 8 ковриков, «раздуть» их до размеров исходного ковра и так далее. Продолжая этот процесс до бесконечности, в пределе мы придем к «замощению» всей плоскости коврами Серпинского (рис. 2). Его можно мыслить, как объединение одного бесконечного дырявого ковра — настолько дырявого, что он занимает нулевую площадь, — и бесконечного набора квадратных заплаток, которыми в этом ковре заполнены все дырки.

<b>Рис. 3.</b>

Рис. 3.

Полученное «замощение» обладает как свойствами, типичными для самоподобных замощений, так и свойствами, присущими фрактальным конструкциям. Прежде всего, оно иерархично. Каждый уровень иерархии соответствует некоторой фиксированной длине r, представляющей собой целую степень тройки (\(r=3^n\), где \(n\in\mathbb{Z}\)), и фактически вся плоскость разбивается на копии ковра Серпинского со стороной r и «вырезанных» квадратов-заплаток со стороной r (рис. 3). При этом переход на следующий уровень осуществляется разбиением каждого ковра Серпинского на 8 ковриков и 1 заплатку, а каждой заплатки — на 9 квадратов-заплаток меньшего размера, в то время как переход на предыдущий уровень происходит благодаря объединению 8 ковров и 1 заплатки в мегаковер или 9 заплаток в одну мегазаплатку соответственно.

<b>Рис. 4.</b>

Рис. 4.

Описанная выше иерархия является строгой в том смысле, что переход с одного уровня на другой может быть произведен единственно возможным способом. Это означает, что для каждого коврика данного уровня иерархии однозначно определена позиция, в которой он входит в ковер предыдущего уровня, — это одна из восьми позиций, показанных на рис. 4. Аналогично, каждая заплатка входит либо в ковер предыдущего уровня на центральной позиции, либо в заплатку предыдущего уровня в одной из 9 позиций.

Как и для любого самоподобного замощения, отсюда следует, что наша картинка является непериодической. Иными словами, ни при каком параллельном переносе ее нельзя совместить с собой. В самом деле, в описанном «замощении» встречаются заплатки размера \(3^n\times3^n\) для всех натуральных чисел n. В частности, это означает, что какой бы параллельный перенос мы ни рассмотрели, найдется настолько огромная заплатка, что при этом параллельном переносе она наложится сама на себя, а значит, о самосовмещении не может быть и речи. С другой стороны, практически любой конечный фрагмент этой картинки встретится в ней бесконечно много раз. В самом деле, укрупняя картинку, то есть переходя к предыдущему уровню достаточное число раз, можно добиться того, чтобы искомый фрагмент целиком оказался лежащим внутри некоторого ковра Серпинского размера r. А это значит, что в любом ковре того же размера этот же фрагмент обязательно встретится. Более того, отсюда следует еще одно свойство этого «замощения», типичное для всех фрактальных конструкций: если рассмотреть небольшой его фрагмент в крупном масштабе, то его поведение будет похоже на поведение всей конструкции в целом.

Наконец, аналогично самоподобным замощениям многоугольниками, каждому «замощению» бесконечным ковром Серпинского и набором квадратных заплаток можно сопоставить семейство последовательностей целых чисел. Именно, возьмем произвольный ковер Серпинского A размера 1 и посмотрим, на какой из позиций с рис. 4 он входит в мегаковер — это будет первый элемент последовательности. Затем поглядим, на какой из позиций мегаковер входит в супермегаковер — это будет второй элемент. Продолжая в том же духе, в итоге получим некоторую последовательность \((\alpha_n)\), составленную из целых чисел от 1 до 8. Если бы мы взяли другой ковер Серпинского B в качестве стартовой точки, мы бы получили другую последовательность, однако ее отличие от \((\alpha_n)\) заключалось бы только в конечном числе k начальных символов, поскольку для некоторого k существует ковер k-го уровня, который содержит как ковер A, так и ковер B. С другой стороны, мы могли бы начать с ковра размера 3, содержащего A, или с ковра размера 1/3, содержащегося в A — так мы бы получили последовательность, которая отличается от \((\alpha_n)\) стиранием или добавлением одной цифры соответственно. Как бы то ни было, в данном «замощении» различных ковров Серпинского (в том числе, ковров разных размеров) счетное число, а различных последовательностей из целых чисел от 1 до 8 — континуум. С учетом того, что почти любой последовательности сопоставляется «замощение» плоскости, мы можем заключить, что различных «замощений» континуум. (Существуют исключительные последовательности, которым соответствуют замощения не всей плоскости, а только ее части. Например, последовательность 111111... сопоставляется «замощению» четверти плоскости, а последовательность 131313... — «замощению» полуплоскости; однако вероятность того, что случайно выбранная последовательность окажется исключительной, равна нулю.)

Конструкцию ковра Серпинского легко обобщить на другие фигуры. Если использовать окружности вместо квадратов, то получится так называемая сетка Аполлония. А на рис. 5 показано, что получится, если использовать равносторонний треугольник и шестиугольник (примечательно, что для первого шестиугольника предельное множество получается таким же, как и для треугольника, — с точностью до поворота на \(30^{\circ}\) вокруг центра, а для второго граница искомого множества представляет собой еще один фрактал — снежинку Коха).

<b>Рис. 5.</b>

Рис. 5.

Часто она возникает в других математических задачах, на первый взгляд не связанных с самоподобием и фракталами. Рассмотрим, например, знаменитый треугольник Паскаля, составленный из натуральных чисел согласно следующему правилу: в его n-й строке стоит ровно n чисел, крайние из которых равны 1, а каждое из промежуточных представляет собой сумму двух чисел из предыдущей строки, стоящих прямо над ним слева и справа. Оказывается, если мы раскрасим четные числа треугольника Паскаля одним цветом, а нечетные — другим, получится в точности треугольный ковер Серпинского (рис. 6).

<b>Рис. 6.</b>

Рис. 6.

Еще один пример возникает в теории клеточных автоматов. Одномерный клеточный автомат представляет собой бесконечную ленту, разделенную на клеточки, каждая из которых окрашена в свой цвет. Каждую секунду каждая клетка перекрашивается по некоторому правилу (своему для каждого конкретного автомата) в зависимости от того, какого цвета были ее соседи в предыдущий момент времени.

<b>Рис. 7.</b>

Рис. 7.

Например, клетки автомата, изображенного на рис. 7, раскрашены в два цвета, и на каждом следующем шаге каждая клетка обращается в тот цвет, которым окрашено большинство из ее ближайших соседей, включая ее саму (в этом примере мы предполагаем, что все клетки слева и справа от изображенного куска ленты являются голубыми). Количество цветов, а также количество соседей, влияющих на перекрашивание, вообще говоря, может отличаться для разных клеточных автоматов. В простейшем случае, как в ситуации, упомянутой выше, встречаются клетки только двух цветов, а непосредственное влияние оказывают только соседи, смежные с данной клеткой.

Прикладывая друг к другу ленты, соответствующие состояниям, в которых находился данный автомат в различные моменты времени, мы можем наблюдать динамику процесса. Оказывается, нетрудно придумать автомат, для которого получающаяся картинка при подходящих начальных условиях представляет собой в точности треугольник Серпинского. Действительно, для этого достаточно взять автомат, клетки которого раскрашены в два цвета, и в любой момент времени клетка окрашивается в первый цвет в том и только в том случае, если ровно один из двух ее ближайших соседей имел первый цвет на предыдущем шаге. Остается взять в качестве начального состояния ленту, ровно одна клетка которой покрашена в первый цвет (рис. 8).

<b>Рис. 8.</b>

Рис. 8.

Напоследок отметим, что аналогичные конструкции можно соорудить и в пространстве. В зависимости от того, какую именно фигуру мы возьмем в качестве исходной и как именно будем разбивать ее на части, будут получаться различные фракталы. Пожалуй, самые известные примеры — губка Менгера, тетраэдр Серпинского (tetrix), канторова пыль (Cantor dust) и иерусалимский куб (Jerusalem cube).

Рисунки © Хайдар Нурлигареев.

Хайдар Нурлигареев


15
Показать комментарии (15)
Свернуть комментарии (15)

  • antiximik  | 09.08.2019 | 18:43 Ответить
    Ув. Хайдар, подскажите, пжста: в педивикии говорится про нулевой объём и бесконечную площадь поверхности граней у губки Менгера. Получается, что для двух степеней свободы (2d) нулевой является площадь, для трёх степеней свободы (3d) - объём, то для 4d должно быть нулевым "пространство-время" при ненулевом объёме? Кто-то применяет эти фрактальные изыскания к космологии? квантовой физике?..
    Ответить
    • haidar_nur > antiximik | 10.08.2019 | 18:42 Ответить
      Честно говоря, мне подобные изыскания неизвестны, но я не являюсь специалистом в данных областях, а потому совершенно не удивлюсь, если они существуют. Думаю, можно попытаться найти ответ в работах Роджера Пенроуза и его последователей; мне кажется, если кто-то занимается подобным скрещиванием, то это прежде всего они.
      Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 10.08.2019 | 03:51 Ответить
    Вот люблю я математиков - совершенно безбашенные чудаки!

    а по мне - так все совсем не так.
    А вот как:
    Это же совершенная чепуха, что площадь равна нулю!
    Ну. мягче скажу - лукавство.)
    Площадь стремится к нулю в процессе работы этакого автомата, с каждым шагом исполняющего следующий шаг вырезания дырок - это да.
    Но сама "фигура" - не фигура вовсе, а процесс.
    Ибо, если площадь этой, с позволения сказать, "фигуры" станет равной нулю - она, "фигура" - попросту исчезнет.
    и каждое изображение тутошние - не вся "фигура", а лишь стадия ее жизни, ее формирования.
    Вот что бы сказал нематематик.
    Но куда уж нам! Нас и слушать-то никто не станет. Знай, наматывает народ на уши лапшу))
    Ответить
    • gthnjdbx > Юрий Фёдоров | 10.08.2019 | 09:46 Ответить
      в вырезании квадратика есть два варианта равно как и в исходном квадрате считать ли границу квадрата его частью и вырезать или вырезать без границы.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > gthnjdbx | 10.08.2019 | 13:26 Ответить
        мне кажется, что тут даже это не имеет значения - просто процесс вырезания не может продолжаться бесконечно, т.к. вырезать дырки в линии невозможно из-за ее одномерности, а чтоб вырезать что-то, нужна двухмерная фигура.
        значит, двухмерные участки не могут исчезнуть, не могут они стать тут одномерными по условию самого процесса построения фигуры. Как только двухмерный участок станет одномерным - фигура сдохнет, а пока есть двухмерные участки - площадь фигуры не равна нулю.
        Но эти мои рассуждения - не для математиков, им не понять)
        Ответить
        • gthnjdbx > Юрий Фёдоров | 11.08.2019 | 19:43 Ответить
          не матиматик воэможно Вам и поверит, но именно поверит. А математик не воспримет всерьез Ваше утверждение что «вырезывание не может продолжаться бесконечно т.к. вырезать дырки в линии невозможно из-за ее одномерности». В этом утверждении кроется логическая ошибка перестановки причины и следствия, из-за нулевой площади ковра Вы полагаете что там будут линии и поэтому ковер одномерный и поэтому вырезывать невозможно, но нулевая площадь может наступить только если вырезывание продолжить бесконечно, в противном случае если процесс вырезывания где-то остановить то и площадь будет не нулевая и двумерность никуда не денется.
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > gthnjdbx | 13.08.2019 | 14:01 Ответить
            я помню древний способ представить бесконечность - найти конец, встать там и бросить копье еще дальше)
            По этому способу ничего не выходит тут: как только площадь станет равной нулю - конец найден, но оттуда некуда бросить копье = нет мест, где вырезать дырки)

            Не значит ли это, что и тот, древний прием ознакомления с бесконечностью - тоже логически ошибочен?
            Ответить
            • gthnjdbx > Юрий Фёдоров | 15.08.2019 | 19:17 Ответить
              "как только площадь станет равной нулю - конец найден, но оттуда некуда бросить копье = нет мест, где вырезать дырки" вот именно копье бросать некуда и нет мест вырезывать. Если "конец найден" то к бесконечности с копьем мы не добрались. А площадь равная нулю не означает "конец найден". Возможно Вашу фразу правильнее понимать так "как только площадь станет равной нулю - мы в бесконечности где нет ни начала ни конца, но оттуда некуда бросить копье = нет мест, где вырезать дырки"
              Ответить
    • taras > Юрий Фёдоров | 13.08.2019 | 12:09 Ответить
      Лапшу поставляешь ты. Площадь равна нолю, так как нет условия выхода из рекурсии. А суммарная длина всех сторон всех составляющих ковёр квадратов бесконечна.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > taras | 14.08.2019 | 04:08 Ответить
        Тарас, дружок, мы с Вами на брудершафт давно ли пили? Не припоминаю.
        А не похоже ли на условие выхода из рекурсии равенство площади нулю? Ведь как только площадь нулевая - "руздувать" ковер и вырезать дырки станет невозможным - нечего раздувать и неизчего вырезать, площади-то нету)
        И при чем тут бесконечность длин сторон квадратов? Попробуйте с другой стороны зайти: сколько бы Вы не рисовали окружностей (про них удобнее говорить, т.к. их площадь в отличие от кругов и квадратов равна нулю) - так вот, сколько бы и какого бы диаметра Вы их не рисовали на плоскости, и с какою бы плотностью не располагали их - у получающегося в результате этих стараний "ковра" никогда не появится хоть чуточки площади, площадь этой, с позволения сказать, "фигуры" всегда будет нулевой.

        Не является ли утверждение, что

        - площадь ковра Серпинского равна нулю

        эквивалентным утверждению, что

        - проводя на плоскости взаимно перпендикулярные и параллельные прямые, лучи и отрезки бесконечно долго - мы получим фигуру с ненулевой площадью?
        Ответить
        • Alef > Юрий Фёдоров | 15.08.2019 | 16:12 Ответить
          Точка, линия математические абстракции. У обычной линии и точки можно измерить площадь и высоту над бумагой. А у абстрактной нет. Тут то же.
          Ответить
    • Chyyr > Юрий Фёдоров | 01.09.2019 | 22:30 Ответить
      >"фигура" - попросту исчезнет.

      Вы не правы. Есть теорема, утверждающая, что последовательность фигур-приближений сходится к некоторому замкнутому непустому множеству.

      Впрочем, что множество непустое, заметить легко. На каждом шаге мы выбрасываем только внутренность квадрата, граница каждого квадрата остается, и больше мы ее не трогаем.
      Так что стороны каждого квадрата принадлежат ковру Серпинского.
      Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 10.08.2019 | 13:31 Ответить
    Это как нельзя вырезать круглую дырку в точке, чтоб она превратилась в окружность.
    Или как невозможно вырезать дырку из линии так, чтоб она в этом участке стала двумя линиями, разделяясь из одной и соединяясь в одну до и после дырки.
    Ответить
  • mekhontsev  | 11.08.2019 | 07:23 Ответить
    У кого браузер Chrome, может поизучать Ковер Серпинского (скопировав ссылку в адресную строку):

    ifstile.com/wasm/?aifs=QEcNCiRuPVNpZXJwaW5za2kgY2FycGV0DQokZGltPTINCkE9M14tMSooWzAsMF18WzEsMF18WzIsMF18WzAsMV18WzIsMV18WzAsMl18WzEsMl18WzIsMl0pKkEg
    Ответить
  • Alef  | 15.08.2019 | 16:19 Ответить
    Ну я в фракталфорумсах участвовал в выводе всяких похожих штук в 3Д.
    Самое удачное, наверное смесь фолдов и повышение в степени в 3Д:
    http://www.fractalforums.com/mandelbulb-3d/em-formulas-for-mandelbulb3d/msg101769/#msg101769

    Тепер сайт переехал, а много такого смотреть в этом разделе форума: https://fractalforums.org/fractal-mathematics-and-new-theories/28

    Но больше всего меня заинтересовало, с чего математически разные формулы генерирует дерево:
    https://fractalforums.org/fractal-institute/47/fundamental-enigma-pythagoras-tree-duckies-and-amazing-surf/1312
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»